логопед-онлайн.рф

Lorem ipsum dolor sit amet, conse ctetur adip elit, pellentesque turpis.

Телефон для связи +7 9140 000 000     Мы в соцсетях

a

Логопед-онлайн

Дислалия

Дислалия – (термин из клинико-педагогической классификации речевых нарушений) стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в том, что некоторые звуки либо совсем не произносятся, либо искажаются до неузнаваемости, либо заменяются на другие звуки.

Данное нарушение характеризуется дефектом фонетической составляющей произносительной стороны речи (дефектное произношение звуков). Часто страдает и фонематическая составляющая произносительной стороны речи. В этом случае может нарушаться фонематический слух (при сохранном физическом слухе), фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Если дефект распространяется на нарушение произношения одной артикуляционной группы звуков (например, свистящих), то дислалия будет называться мономорфной. Если же дефект охватывает более одной артикуляционной группы, то дислалия называется полиморфной. В зависимости от характера дефекта произношения выделяют следующие виды дислалии:

  • сигматизм свистящих звуков [с, сь, з, зь, ц]
  • сигматизм шипящих звуков [ш, ж, ч, щ]
  • ламбдацизм [л, ль]
  • ротацизм [р, рь]
  • каппацизм [к, кь]
  • гаммацизм [г, гь]
  • хитизм [х, хь]
  • йотацизм [й]
  • дефекты озвончения
  • дефекты оглушения
  • дефекты смягчения

Соотнесение данного термина «дислалия» с нарушениями, указанными в психолого-педагогической классификации речевых нарушений, позволяет говорить, что дети с подобным нарушением могут входить в группы детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Исходя из выше сказанного, план коррекционной работы учителя-логопеда может состоять из одного или двух блоков при устранении данного нарушения.

1 блок работы 2 блок работы
Устранение фонетического нарушения
(последовательность работы с одним звуком)
Устранение фонематического нарушения
1. Подготовка органов артикуляции к постановке нарушенного звука 1. Узнавание и различение неречевых звуков.
2. Постановка нарушенного звука 2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. Подражание голосам животных.
3. Автоматизация звука в прямых слогах 3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Автоматизация звука в обратных слогах 4. Различение слогов, развитие умения найти лишний слог.
5. Автоматизация звука в слогах со стечением звуков 5. Формирование умения различать гласные фонемы (звуки) родного языка.
6. Автоматизация звука в словах с прямыми слогами 6. Формирование умения различать согласные фонемы (звуки)родного языка
7. Автоматизация звука в словах с обратными слогами 7. Формирование умения слышать первый звук в слове, в слоге.
8. Автоматизация звука в словах, содержащих слоги со стечением звуков 8. Формирование умения слышать последний звук в слове, слоге.
9. Автоматизация звука в словосочетаниях 9. Формирование умения слышать и находить заданный звук в начале слова, конце и середине слова.
10. Автоматизация звука в предложениях 10. Формирование умения слышать и находить заданный звук в предложении.
11. Автоматизация звука в текстах 11. Формирование умения слышать и находить заданный звук в тексте.
12. Автоматизация звука в связной речи 12. Формирование умения слышать и находить заданный звук в свободной речи.

Регистрация нового пользователя

Изменить пароль