Дислалия
Дислалия – (термин из клинико-педагогической классификации речевых нарушений) стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в том, что некоторые звуки либо совсем не произносятся, либо искажаются до неузнаваемости, либо заменяются на другие звуки.
Данное нарушение характеризуется дефектом фонетической составляющей произносительной стороны речи (дефектное произношение звуков). Часто страдает и фонематическая составляющая произносительной стороны речи. В этом случае может нарушаться фонематический слух (при сохранном физическом слухе), фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Если дефект распространяется на нарушение произношения одной артикуляционной группы звуков (например, свистящих), то дислалия будет называться мономорфной. Если же дефект охватывает более одной артикуляционной группы, то дислалия называется полиморфной. В зависимости от характера дефекта произношения выделяют следующие виды дислалии:
- сигматизм свистящих звуков [с, сь, з, зь, ц]
- сигматизм шипящих звуков [ш, ж, ч, щ]
- ламбдацизм [л, ль]
- ротацизм [р, рь]
- каппацизм [к, кь]
- гаммацизм [г, гь]
- хитизм [х, хь]
- йотацизм [й]
- дефекты озвончения
- дефекты оглушения
- дефекты смягчения
Соотнесение данного термина «дислалия» с нарушениями, указанными в психолого-педагогической классификации речевых нарушений, позволяет говорить, что дети с подобным нарушением могут входить в группы детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями.
Исходя из выше сказанного, план коррекционной работы учителя-логопеда может состоять из одного или двух блоков при устранении данного нарушения.
1 блок работы | 2 блок работы |
Устранение фонетического нарушения (последовательность работы с одним звуком) |
Устранение фонематического нарушения |
1. Подготовка органов артикуляции к постановке нарушенного звука | 1. Узнавание и различение неречевых звуков. |
2. Постановка нарушенного звука | 2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. Подражание голосам животных. |
3. Автоматизация звука в прямых слогах | 3. Различение слов, близких по звуковому составу. |
4. Автоматизация звука в обратных слогах | 4. Различение слогов, развитие умения найти лишний слог. |
5. Автоматизация звука в слогах со стечением звуков | 5. Формирование умения различать гласные фонемы (звуки) родного языка. |
6. Автоматизация звука в словах с прямыми слогами | 6. Формирование умения различать согласные фонемы (звуки)родного языка |
7. Автоматизация звука в словах с обратными слогами | 7. Формирование умения слышать первый звук в слове, в слоге. |
8. Автоматизация звука в словах, содержащих слоги со стечением звуков | 8. Формирование умения слышать последний звук в слове, слоге. |
9. Автоматизация звука в словосочетаниях | 9. Формирование умения слышать и находить заданный звук в начале слова, конце и середине слова. |
10. Автоматизация звука в предложениях | 10. Формирование умения слышать и находить заданный звук в предложении. |
11. Автоматизация звука в текстах | 11. Формирование умения слышать и находить заданный звук в тексте. |
12. Автоматизация звука в связной речи | 12. Формирование умения слышать и находить заданный звук в свободной речи. |