Нарушения письма
Среди нарушений письма, с которым работает логопед, в настоящее время выделяют:
Аграфия – невозможность осуществления процесса письма. Часто встречается у людей после перенесенной травмы головного мозга. Человек не может овладеть процессом письма или теряет навыки осуществления процесса письма.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма. Обусловлена нарушением осуществления операций, позволяющих переводить устную речь в письменную. Многоуровневость успешного осуществления процесса письма предполагает сохранность мотивационного компонента, планирования письменного высказывания, смысловой программы и последовательности изложения мыслей, предложений, фраз, слов, слогов и букв.
Например, нарушение процесса анализа звуковой структуры слова, может привести к неузнаванию многих слов в предложениях. Дети пропускают буквы, слоги или вставляют не существующие. А нарушение процесса соотнесения выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы может привести к заменам близких по написанию букв (рукописные буквы И – У и др.). Причин нарушений письма очень много.
Дизорфография – это нарушение орфографического навыка письмапри сохранном слухе и интеллекте. Человек, имеющий данное нарушение, часто знает правила, но применить их на практике не может. В силу этого допускает больште количество ошибок.
Разобраться какая из них лежит в основе нарушений письма именно у Вашего ребенка – задача логопеда. Данный специалист поможет исправить ошибки, которые допускает ребенок на письме.
Нарушения чтения
В современной литературе для обозначения нарушений письма используют термины:
Алексия – полная невозможность осуществления процесса чтения в следствие потери необходимых для этого навыков или невозможность овладения процессом чтения.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, обусловленное нарушением или несформированностью высших психических функций, проявляющееся в стойких специфических ошибках при чтении.
Чтение представляет собой сложный процесс, состоящий из большого количества операций. Нарушение или недостаточность сформированности этих операций может привести к нарушениям чтения.
Так, например, нарушение зрительного восприятия приводит к нарушениям узнавания и различения схожих по написанию букв. Тогда ребенок вместо одних букв читает другие буквы. Таких причин большое количество. Разобраться с причинами и помочь преодолеть трудности процесса чтения помогают логопеды.